• Алексей Натальский

Кризис контроля: наука и технологии в массовом обществе. Образ злодея-ученого в комиксах «Марвел»

Анна Межакова (образовательная программа «Прикладная культурология»)

Введение Вопрос предела научных и технических возможностей человека интересовал мыслителей еще с первой трети XIX века, когда английская писательница Мэри Шелли написала свой роман «Франкенштейн, или современный Прометей». В этом тексте она не только описывала «возможности» ученого Виктора Франкенштейна в области биологии и биокибернетики, но и задумалась о последствиях подобных научных достижений. Вопрос, кто же все-таки был чудовищем, Виктор Франкенштейн или его творение, до сих пор остается открытым. Между тем уже к середине ХХ века проблемы ученых и предела возможностей науки нашли свое отражение и в новом жанре – комиксах. А появление супергероев в 1938 году является важнейшим этапом в истории комикса, ведь именно супергерой и его противостояние со злодеями совершили настоящую революцию, привлекли к американскому комиксу беспрецедентный читательский интерес. В середине ХХ века тиражи изданий о супергероях доходили до миллиарда, и сегодня их популярность по-прежнему невероятно высока. И хотя во второй половине ХХ века, в том числе из-за перенасыщенности рынка подобной продукцией, интерес к ним постепенно стал падать, сегодня можно говорить о возрождении жанра с помощью фильмов, телесериалов о супергероях. Так как основная часть героев американского производства и их противников появилась на страницах комиксов в 60-ые годы ХХ века, то, естественным образом, на них отразились реалии того времени, в частности холодная война с СССР, которая проявлялась и в гонке вооружений, научных достижений. Одним из результатов этого взаимодействия жизни и комикса явились многочисленные герои (и, соответственно, антигерои) с выдающимися способностями в различных областях науки, а особенно в физике, химии, механике и инженерии. В этой работе будут рассмотрены злодеи-ученые из вселенной «Марвел», которые имеют непосредственное отношение к науке и на жизни которых отразилась проблема предела научных и технических возможностей человека. В частности, особое внимание будет уделено Доктору Осьминогу, Норману Озборну (Зеленый Гоблин), Мистеру Хайду и Доктору Думу. Потеря контроля над изобретениями: истории становления злодеев Сюжет комиксов в основном представляет собой предсказуемую структуру с архетипичными образами. Главный герой (с трагичной или необычной предысторией) получает (открывает в себе) суперспособности и борется с антигероями – злодеем или злодеями (которые часто также имеют трагичную или необычную историю, если комикс проработан тщательно или злодей появляется не один раз). В процессе борьбы со злом и спасением мира герой получает даму, теряет даму, получает другую, теряет близких людей и обретает союзников. Герои комиксов также составляют некий однотипный набор: протагонист, помощник протагониста, наставник протагониста, возлюбленная и антагонист (возможен со своими помощниками). Но, несмотря на структурную простоту, комиксы интересны именно тем, что в эту канву вплетаются события и веяния эпохи, в которую создан тот или иной комикс. Так, интересен период 1960–964 годов, когда в США проходила активная пропаганда американской науки и силы (все в рамках холодной войны), и потому многие комиксы были так или иначе связаны с научной сферой. Акцент этого исследования будет сделан на злодеях-ученых, комиксы с которыми начали выходить в 1962 году (Доктор Дум), 1963 (Доктор Осьминог и Мистер Хайд) и 1964 (Зеленый Гоблин). Для более глубоко понимания переплетения науки и судеб героев лучше вкратце ознакомиться с их биографией. В июле 1962 года в серии комиксов о Фантастической Четверке появляется персонаж Виктор Фон Дум, который впоследствии возьмет себе псевдоним Доктор Дум. Согласно комиксам, Виктор был сыном ведьмы и врача, но после смерти родителей и бегства из родной страны начал обучаться колдовству и открыл в себе талант гения (научного). После обучения в университете Нью-Йорка и знакомства с Ридом Ричардсом (Мистером Фантастиком, основателем Фантастической Четверки) Дум претерпевает разнообразные перипетии своей биографии. Для простоты изложения в этой работе будет приведена версия фильма 2005 года «Фантастическая Четверка». Во время экспедиции на орбитальную станцию для изучения космического излучения и апробации своего изобретения Виктор Дум и члены Фантастической Четверки получают облучение и получают суперспособности. Так, Виктор приобретает сверхпрочную кожу и возможность управлять электричеством. После этого и начинается его злодейская карьера. В 1963 году свет увидели комиксы о Докторе Осьминоге из линейки о Человеке-Пауке. Настоящее его имя – Отто Гюстав Октавиус, он родился в Нью-Йорке в семье фабричного рабочего. Тяжелое детство и прилежная учеба в школе привели его в университет, где Отто изучал физику и инженерию. Позднее став известным и уважаемым специалистом в области ядерной физики, изобретателем и преподавателем. Он спроектировал ряд продвинутых механических инструментов, управляемых через мозговой компьютерный интерфейс, для помощи в исследовании атомной физики и обращению с опасными химикатами. Однажды во время случайной радиационной утечки, которая закончилась взрывом, аппарат был присоединён к телу Октавиуса, а радиация видоизменила его мозг так, чтобы он смог управлять движением щупалец, используя только силу мысли. Сочетание этой метаморфозы со сложным характером и нелюдимостью сделало Доктора Осьминога одним из самых опасных противников Человека-Паука. Также в этот же год издаются комиксы и о Мистере Хайде. Кэлвин Забо (его настоящее имя) родился в Трентоне, Нью-Джерси. Он обладал крайне неустойчивой психикой, но в то же время оставался гениальным биохимиком, одержимым идеей влияния гормонов на физиологию человека. Забо считал, что при помощи гормональных препаратов можно раскрыть скрытый потенциал. Однажды он спроектировал биосыворотку и поставил опыт на себе, в результате чего превратился в огромное халкоподобное существо и взял себе псевдоним Мистер Хайд (в честь героя своей любимой книги Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»). Забо также обнаружил, что сыворотка одарила его сверхчеловеческими возможностями, в результате чего он смог раздавливать автомобили и разрывать стальные листы. Желание отомстить своим бывшим обидчикам привело его на путь преступлений. И уже в 1964 году в серии комиксов о Человеке-Пауке появляется еще один его антагонист – Зеленый Гоблин (Норман Озборн). Норман родился в штате Коннектикут в семье промышленника. В колледже он изучал химию и электротехнику, а после выпуска вместе со своим бывшим учителем Менделем Штроммом Норман основал компанию «Озкорп». Чтобы получить больший контроль над «Озкорпом», Озборн обвинил своего компаньона в краже, и тот был арестован. Когда Норман разбирался в имуществе Штромма, он наткнулся на формулу, усиливающую физические данные человека. В попытках создать сыворотку Озборн допустил просчёт, и в лаборатории произошёл взрыв зелёного вещества, которое попало на лицо Нормана. Авария значительно увеличила физические данные Озборна и его интеллект, однако она также вызвала безумие. После этого Норман Озборн взял псевдоним Зеленый Гоблин и стал криминальным королем Нью-Йорка. При знакомстве с биографиями ученых-злодеев можно выявить несколько общих черт, встречающихся в каждой истории: 1. Заинтересованность и способности в области естественных наук (физика, инженерия, медицина, химия); 2. Несчастный случай, произошедший непосредственно во время работы в лаборатории; 3. Последствия этого несчастного случая либо положительно сказываются на интеллекте, либо когнитивные способности не ухудшаются; 4. Персонажи имели тяжелое детство и в той или иной мере озлоблены на людей, отдушину находят в науке; 5. Все персонажи изначально намеревались использовать свои способности в мирных или исследовательских целях, а не ради преступлений. Таким образом, можно говорить о том, что это не случайные герои-злодеи комиксов, а некий типаж персонажа, характерный для того времени. Наука и исследовательский интерес являются одними из типичных черт как антагонистов, так и протагонистов (здесь можно вспомнить предводителя Фантастической четверки (Мистер Фантастик), Тони Старка (Железный Человек), Брюса Беннера (Халк) и других). Особое внимание к интеллекту персонажей изменило восприятие выдающихся умственных способностей в массовой культуре, а затем и в самом обществе. Изобретатель как злодей: становление образа в массовой культуре Представленные герои комиксов иллюстрируют образы ученых, слишком сильно отдавшихся науке, в результате чего они потеряли свой «человеческий вид» (речь не столько о физиологических параметрах, сколько о рамках этических и моральных представлений) и стали олицетворением интеллектуально одаренного зла. Но говоря о судьбе персонажей, необходимо помнить, в каких условиях были созданы эти комиксы. Как уже писалось выше, в 1960-е годы шла холодная война, заключавшаяся, помимо всего прочего, в интеллектуальном и технологическом противостоянии двух сверхдержав – США и СССР. В связи с этим можно говорить о том, что именно в это время познания в физике, химии и инженерии становятся не просто полезными знаниями, но компетенциями, необходимыми человеку, а прежде всего ученому, способному помочь своей стране одержать верх. Если рассмотреть образ ученого-изобретателя в культуре ХХ века ретроспективно, то начать следует с главного источника вдохновения в этой сфере – Альберта Эйнштейна. Образ чудаковатого, отдаленного от жизни и бытовых проблем человека, который в некоторой мере транслировал сам Альберт, а в некоторой – подхватили, утрировали и растиражировали СМИ и массовое сознание, стал очень популярным и ярким. Долгое время именно так и выглядел изобретатель в глазах людей: странный чудик в очках, работающий над неким изобретением со спорной практической полезностью, не заинтересованный собственной репрезентацией. Однако со временем эта отстраненность и закрытость ученого приобрела ореол таинственности и загадочности. Этому способствовал и тот факт, что изобретатели, в основном, занимались естественными или техническими науками, сложными для понимания людьми, не знакомыми с этой сферой. Так, чудаковатость, отстраненность и некая элитарность знаний ученого привели к тому, что образ изобретателя стал усложняться и обретать устойчивые и драматичные черты характера. А опасность, возможная при сложных и рискованных экспериментах, могла иметь не только физиологические, но и психологические, морально-этические последствия, менять характер и взгляды на мир персонажа. Комикс как жанр, реагирующий на социальные изменения, подхватил это веяние, что выразилось в череде новых героев – изобретателей, некоторые из которых стали злодеями. Заключение Комиксы, невзирая на переменный рост и спад популярности, остаются неизменной частью массовой культуры США (где были придуманы) и остального мира. Так же и супергерои неизменно остаются популярными персонажами, активно присутствуя в кино, литературе и рекламе. Повышенная, по сравнению с другими жанрами литературы и искусства, интегрированность супергероев в социальный мир позволяет вымышленному миру стать актуальным явлением. В массовой культуре складывается образ изобретателя с характерными чертами характера и схожими паттернами биографии. Образ человека, профессионально занимающегося исследованиями в области естественных и технических наук, часто связывается с идеей господства логики над человеческими переживаниями. Вместе с тем, эти знания и способности несут не только интеллектуальное преимущество, но и большую потенциальную силу, так как созданные на основе этих знаний изобретения могут действительно изменить мир. Достаточно вспомнить космическую сферу, спутниковую связь, распространение и демократизацию телевидения. Также эти же изобретения имеют и возможность военного применения, могут быть оружием массового поражения и уничтожения людей. Такая двойственная природа прикладных дисциплин и порождает это отношение к ученым как к людям с большими возможностями и потенциальной опасностью. Так, образ злодея-ученого, способного на великие открытия, но в результате инцидента получившего суперспособности и решившего стать на путь преступлений, становится устойчивым тропом в американских комиксах 1960-х годов. Библиография Доктор Осьминог // Сайт «Злодеи Вики» (https://zlodei.fandom.com/ru/wiki/Доктор_Осьминог). Просмотрено: 17.12.2019. Егорова Н.И. Холодная война. Большая российская энциклопедия. Т. 34. М., 2017. С. 132. Мистер Хайд // Сайт «Злодеи Вики» (https://zlodei.fandom.com/ru/wiki/Мистер_Хайд). Просмотрено: 17.12.2019. Норман Озборн // Сайт «Злодеи Вики» (https://zlodei.fandom.com/ru/wiki/Норман_Озборн). Просмотрено: 17.12.2019. Соколова И.С. Репрезентация образа ученого-естествоиспытателя как составляющая культуры естественнонаучного книгоиздания // Вестник МГУП. 2013. № 1. С. 6472. Schumer A. The Silver Age of Comic Book Art. Collectors Press, 2003.


Просмотров: 0
  • Vkontakte Social Icon
  • Черно-белая иконка Facebook