Модель человека технического будущего

Анастасия Маслова (Образовательная программа «Философия») До недавнего времени основной моделью, которую чаще всего использовали исследователи[1] для описания человека, являлась модель «человека экономического», которая была характерна для эпохи индустриального и постиндустриального общества. Она характеризуется тем, что такой человек, в первую очередь, нацелен на результат, максимальную экономическую выгоду; роль науки становится решающей. Зигмунд Бауман называет эту эпоху «человека экономического» эпохой «тяжелого капитализма»[2]. Однако с усилением цифровизации общества и всех его процессов такая модель сильно устаревает, восприятие времени и пространства, прошлого и будущего изменяется, поэтому она больше не может в полной мере описывать человека и общество. На ее место приходит новая модель, которую можно назвать моделью «гибкого человека». Она является авторской и характеризуется отсутствием у человека внешних связей, способностью легко адаптироваться и желанием получать быстрое удовольствие. В тексте подробнее рассмотрена модель человека технического будущего – модель «гибкого человека», а также рамки, в которых он будет существовать. Прежде чем перейти к описанию модели «гибкого человека», стоит изобразить действительность, в которой такой человек будет существовать. Можно проследить некоторые тенденции развития технологий, которые в будущем, скорее всего, будут реализованы: это продолжение цифровизации всех сфер человеческой деятельности, включая отдых, а также воплощение в реальность некоторых идей трансгуманизма. Следствием первого допущения будет то, что физическое присутствие человека будет неумолимо сокращаться, в то время как виртуальное, наоборот, расширяться; время также будет ощущаться по-другому: в эпоху развитых технологий появляется возможность получить желаемую вещь мгновенно. Следствием же второго допущения является увеличение продолжительности жизни, когда человек будет оставаться здоровым дольше. Несмотря на эти технические прорывы, возможность отхода от капиталистического общества кажется маловероятной: более оптимальная экономическая система еще не была придумана. Тем не менее, капитализм не будет существовать в том же виде, в котором он существовал в XX веке, на место «тяжелого капитализма» придет «легкий капитализм», как его называет Зигмунд Бауман. Такой капитализм будет актуальным еще в течение длительного времени. З. Бауман характеризует «легкий капитализм» тем, что экономические отношения с работодателем являются нестабильными и непостоянными, что приводит к восприятию человеком любых связей как временных. Влияние техники можно легко проследить: новые технологии могут заменить человека в любой момент; они позволяют быстро и безболезненно для производства усовершенствовать любые процессы самостоятельно и без постоянного штата рабочих. Исследователь Ворожихин В. В. считает[3], что человек будущего – это «человек творческий», который занимается высококвалифицированным творческим трудом. Безусловно, творчество занимает важное место и в настоящем, и в будущем. Однако едва ли можно назвать моделью человека будущего «человека творческого». Высококвалифицированным трудом смогут заниматься только единицы: во-первых, такой труд представляется достаточно сложным: немногие смогут его освоить; во-вторых, для него не требуется большое количество людей, поэтому многие им заниматься не будут. Таким образом, модель «человека творческого» не может называться моделью человека будущего. Модель человека будущего – это модель «гибкого человека». Она характеризуется тем, что у человека в эпоху «легкого капитализма» не только нет почти никаких связей с его работой и с окружающими его людьми, но и тем, что такой человек может легко адаптироваться к абсолютно любым изменениям: у него нет никакой уверенности в будущем, которую ему мог бы гарантировать его работодатель, поэтому быстрая адаптация – единственный верный вариант выживания. Более того, такой человек может не обладать определенной специальностью. Либо многие профессии появятся в течение жизни человека и ему придется их осваивать, либо он будет понимать, что почти любая деятельность доступна: знание перестает быть элитарным и каждый может научиться, чему он захочет (за исключением некоторых профессий)[4]. В эпоху технологий и трансгуманизма «гибкий человек» будет стремиться к получению удовольствия не только в период детства и юношества, которые не отягощены трудом и работой, а в течение всей жизни[5], так как «гибкий человек» будет главным образом сосредотачиваться на настоящем моменте, а не на будущем, которое ему никто не может обещать. Удовольствие как раз и является этим «моментом счастья», которое может быть гарантировано прямо сейчас. Также важной характеристикой «гибкого человека» является его эгоистичность и концентрация внимания, в первую очередь, на себе и своем удовольствии. Это объясняется тем, что «гибкий человек» не привязан ни к своей работе, ни к другому человеку. Итак, человек технического будущего будет существовать в условиях «легкого капитализма», при котором связи между работодателем и работником, человеком и другим человеком будут достаточно слабыми. Такая модель будет называться моделью «гибкого человека», которой характерна способность человека быстро адаптироваться под меняющийся мир; сам человек будет более здоровым, а продолжительность жизни увеличится; определенной профессией большинство людей обладать не будет, так как появится возможность быстро научиться необходимым навыкам для актуальной работы. Жизнь будет восприниматься как набор моментов в настоящем, «гибкий человек» будет меньше привязан к будущему, поэтому он начнет искать удовольствия, которые он мог бы получить сразу же. «Гибкий человек» будет сильнее сконцентрирован на себе и меньше – на окружающих. Несмотря на эти характеристики «гибкого человека», не стоит предполагать, что наступит антиутопия: этого не случится. Человек будет более эгоистичным и менее привязанным к окружающим, однако видимые связи будут сохраняться для извлечения выгоды и выполнения проектов, которые в одиночку не смогут быть воплощены. Библиография Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. ­ СПб.: Питер, 2008. Ворожихин В.В. Формирование человека будущего: от человека экономического к человеку творческому // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. № 2-1. (https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-cheloveka-buduschego-ot-cheloveka-ekonomicheskogo-k-cheloveku-tvorcheskomu) Просмотрено: 02.10.2020. Рошак Т. Истоки контркультуры / Пер. с англ. O. A. Мышаковой. Москва: ACT, 2014. Человек в экономике и других социальных средах / Отв. ред. В. Г. Федотова. М.: ИФРАН, 2008. Сноски 1 Человек в экономике и других социальных средах / Отв. ред. В. Г. Федотова. М.: ИФРАН, 2008. С. 195. 2 Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. С. 62 3 Ворожихин В. В. Формирование человека будущего: от человека экономического к человеку творческому // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. № 2-1. 4 Например: врач, ученый и т.д. 5 Рошак Т. Истоки контркультуры / Пер. с англ. O. A. Мышаковой. Москва: ACT, 2014. С. 87.


[1] Человек в экономике и других социальных средах / Отв. ред. В. Г. Федотова. М.: ИФРАН, 2008. С. 195. [2] Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. С. 62. [3] Ворожихин В. В. Формирование человека будущего: от человека экономического к человеку творческому // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. № 2-1. (https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-cheloveka-buduschego-ot-cheloveka-ekonomicheskogo-k-cheloveku-tvorcheskomu). Просмотрено: 02.10.2020. [4] Например: врач, ученый и т.д. [5] Рошак Т. Истоки контркультуры / Пер. с англ. O. A. Мышаковой. Москва: ACT, 2014. С. 87.

Избранные публикации
Облако тегов
Тегов пока нет.
  • Vkontakte Social Icon
  • Черно-белая иконка Facebook