Отражение исторических реалий в народных песнях о Степане Разине


Введение

Восстание под предводительством Степана Разина (1667-1670) оставило глубокий след в памяти народа. Множество песен, былин и сказаний, созданных о Разине, большая часть которых до сих пор в своей работе я рассмотрю, как события данного периода были интерпретированы в сознании людей, в частности, в народных песнях. Народные песни о Степане Разине являются источником, на который я буду опираться в первую очередь. Фольклорный материал начал собираться еще с начала XIX века. Широкое собирание по всей стране эпоса о Разине начинается во второй половине XIX столетия. Выходят сборники В.Ф. Миллера, П.В. Киреевского, Н. Костомарова, Н.Я. Аристова и других. В советский период продолжается широкое изучение темы разинского бунта. Выходят работы М.А. Яковлева, Н.К. Пиксанова, Т.М. Акимовой, А.Н. Лозановой. Однако советская историография во многом подверглась сильному идеологическому влиянию: исследователи в оценке разинского движения делали основной упор на его социально-политическом значении, называя восставших революционерами, а противостоящие силы – партиями.1 Работа над темой разинского восстания продолжается и в наши дни. Выделяется работа В.М. Соловьева «Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность», в которой автор пытается отойти от советских терминов и оценок целей движения Разина и по-новому показать значение данного события в истории России. Также исследователь дает детальную трактовку сюжету о пленной девушке (захваченной персидской княжне), разбирая многочисленные версии происхождения песни.2

При изучении исторических песен встает вопрос о достоверности описываемых событий. Многие из вариантов составлялись спустя большое количество времени после непосредственной деятельности Разина. В этом случае имеют место различные анахронизмы, исторические неточности, а также сращивание образов самого Степана Разина с другими историческими персонажами (например, имя Разина встречается в сюжетах, относящихся к Ермаку). Таким образом, для выяснения ошибок в содержании следует использовать метод сравнительного анализа: сравнить события песен с другими источниками (свидетельства иностранцев, государственные документы, относящиеся к крестьянскому восстанию).

Исходя из вышесказанного, для своего исследования я выбрала сборник песен, составленный А.Н. Лозановой, в котором она обобщила опыт предыдущих исследователей исторической песни; также в составе сборника содержатся песни, записанные самой Лозановой. С другой стороны, для прояснения некоторых исторических реалий я использовала сборники материалов – документы, относящиеся к истории крестьянского восстания под предводительством Разина. Это четырехтомный сборник «Крестьянская война под предводительством Степана Разина»3, в котором содержатся царские грамоты к городским воеводам, расспросные речи самого Разина, его сподвижников и других, донесения о передвижении войска атамана и др.

Легенды о Разине

Песни о Разине широко распространены по территории России: Смоленской области, Астрахани, Поволжья, Якутской области и даже Украины. Лозанова обозначает 5 основных кругов распространения песенного репертуара: Поволжье, Казачьи области, Центральные губернии, Север, Сибирь. При этом, как отмечает автор, песни распределены неравномерно. Больше всего записей сделано в местах, где происходили непосредственные действия атамана: в Среднем и Нижнем Поволжье, а также в казачьих областях. Для объяснения подобного распределения Лозанова выделяет условия «выживания» песен на определенных территориях: на периферии они сохраняются намного лучше, чем в центре, во-первых, потому что территории Поволжья были непосредственной ареной движения Разина, и, во-вторых, в силу того, что центр имеет более развитые культурные традиции, следовательно, эпические произведения не могут сохраняться долгое время на этих территориях.4

Сам образ Разина стал поистине эпическим. Песни и сказания о нем начали создаваться еще при его жизни5. Его образ вобрал в себя лучшие качества, которыми мог обладать казачий атаман: казацкая удаль, гордость, дерзкая прямота, ненависть по отношению к врагу, свободолюбие, бесстрашие, находчивость, презрение к опасности, щедрость. Народное сознание приписывает ему колдовские способности и нечеловеческую силу: казак может выбраться из запертой тюрьмы, его не ранят ни пули, ни пушки. Фигура Разина надолго остается в памяти народа, а образ его смешивается с образами других народных популярных героев.

Сюжеты разинских песен очень разнооборазны. Можно выделить несколько больших групп: песни о неприходе Разина в казачий круг и о том, как Разин все же приходит в казачий круг, песни о сынке Разина, о выборе атамана, о поимке и смерти Разина, песни о походе на Астрахань.6 Есть несколько одиночных песен, встречающихся в единственном экземпляре. Чаще всего эти песни не прикреплены к конкретным историческим событиям, в них используется лишь имя атамана.

Сюжеты песен

Первый сюжет, которую можно выделить— это песни о том, как Разин не ходит в казачий круг, и о том, как он все же приходит «думать думушку» с казаками.

Песни о неприходе Разина в круг практически одинаковы по своему сюжету (всего 5 версий записано в работе А.А. Лозановой): рассказывается о молодце Степане Тимофеевиче Разине, что не ходил он в казачий круг, а думал «крепкую думушку с голытьбою»7. Далее следует обращение Разина к казакам: он приглашает их «на сине море гулять», разбивать басурманские корабли, взять «казны сколько надобно», т.е. приглашает казаков в поход за добычей. Во многом песня сходится с реальностью. Голутвенным казакам были необходимы средства к существованию, и наиболее удобным способом добыть их былворовской поход «за зипунами». Отношения с казачьим кругом у Разина не были дружественными. Сам Степан Разин происходил из простого казачества, поэтому в управление старшины он не входил. Главные разногласия и окончательный разрыв в отношениях между Разиным как предводителем голи и Корнило Яковлевым, возглавлявшим зажиточное казачество, произошел после убийства Разиным Герасима Евдокимова, московского посланника (Евдокимов приехал в Черкасск с царской грамотой, и заодно решил проведать о намерениях Разина). Яковлев стал упрекать Разина за самосуд, на что тот ему ответил: «…ты де владей своим войском, а я де владею своим». Об особом отношении Степана Разина к бедным казакам можно судить по его обращениию к ним в песнях: братцы, голь моя несчастная, голытьбушка8. Выражения дают картину того, что симпатии атамана были на стороне голытьбы. Каковы место и время складывания песни? В тексте указывается, что атаман вел дела с голутвенными казаками, а не оседлым казачеством. Однако, повествование ведется именно от лица кармазинник9, хотя сам Разин упоминается без какого-либо отрицательного отношения к нему. Соответственно, можно предположить, что сюжет сложился спустя долгое время после событий восстания, когда многие негативные моменты в отношениях между представителями двух сил (голытьбой и зажиточным казачеством) потеряли свою остроту.

К песням о неприходе Разина в казачий круг прикрепляется сюжет о том, как атаман все приходит «думать думушку» в круг к казачьей верхушке. Лозанова указывает 4 такие песни. По своему составу они похожи на песни о неприходе. Начинается песня с упоминания воровского корабля:

Как по морюшку, морю синему, Бросил якори воровской корабль. На кораблике муравен чердак, В чердаке стоит золотой бунчук, С бунчуком рядом – царски знамячки.10

Далее рассказ переходит к фигуре часового, напротив которого в раздумьях сидит атаман. Здесь говорится о том, что раньше «Степанушка во казачий круг сам не хаживал»11, а теперь пришел. В варианте №37 Разин призывает казаков, как и в песнях о неприходе, пойти за добычей:

Сядемте мы, ребятушки, в свой легкий корабличек, Побежимте мы, ребятушки, в сине море, Станемте, ребятушки, раз- бивать бусы кораблики.12

Однако отношения Разина с казачьей верхушкой были враждебные. Поэтому слова песен о том, что атаман пришел в казачий круг и приглашал их в поход, не имеют основания. Лозанова дает пояснение, откуда мог появиться этот сюжет. Она пишет, что песни об участии Разина в делах зажиточных казаков могли появиться по прошествии долгого времени после восстания, когда не только острота противостояния сошла на нет, но и черты поведения атамана, а также его действий начали стираться. Учитывая то, что в войске Разина все дела решались также на казачьем круге (как и в захваченных повстанцами городах после свержения старой власти устанавливалось правление круга)13, можно предположить, что сочинителями была просто перестроена песня о неприходе атамана.14

Самый многочисленный мотив разинского цикла песен (59 вариантов в сборнике А.Н. Лозановой) – это песни о «сынке Разина». В данной группе песен важно отметить то, что все они по своей сюжетной основе практически одинаковы (от песни к песне есть только некоторые различия в деталях). В городе Астрахани (в варианте №87 вместо Астрахани присутствует Саратов) появляется неизвестный человек, который сразу привлекает внимание жителей своей яркой и дорогой одеждой, но еще больше своим дерзким поведением. Он «военным услужителям челем парень не бьет/ А гражданским обывателям не кланяется/ Астраханскому губернатору под суд нейдет».15 Его поведение привлекает внимание губернатора, который приказывает привести его к себе для допроса и пытается выяснить, откуда и кто таков:

Ты скажи, скажи, детинушка незнамой человек; Ты ли со Дану казак или казацкой сын? Ты казанец, аль рязанец, или астраханец, Ты из-за моря, купец иль купеческий сынок?16

Тем же дерзким и вызывающим тоном незнакомец отвечает, что он «Стеньки Разина сынок», и что его батюшка скоро приедет в гости к губернатору, так что последнему нужно приготовить Разину достойное угощение. Некоторые из вариантов имеют продолжение: сынка Разина сажают в тюрьму, а действие переносится к самому атаману, который предчувствует, что с его сыном случилась беда и едет к нему на выручку. Ставится вопрос: кто же такой «сынок» Степана Разина? Большинство исследователей относят персонажа не к какому-либо конкретному лицу, но к агентам Разина, которых атаман рассылал впереди себя во многие города страны. Стоит сказать, что речь не идет о кровном родстве с атаманом: по сюжету Разин является названным отцом, что имеет под собой историческую основу. А.Н. Лозанова приводит свидетельства голландца Я. Стрейса: иностранец пишет, что при обращении к Разину его запрещалось называть иначе как «батюшкой».17 Получается, что образ сынка – во многом собирательный. Однако Чистякова выдвигает версию, что песенный «сынок» мог быть конкретным историческим лицом. Исследовательница относит этот образ к некоему Вавиле – холопу князя С.И. Львова. Холоп с воздвиженским попом Гавриловым были отправлены к астраханскому воеводе Прозоровскому для переговоров о сдаче города, но воевода отверг их предложение. Гаврилов был брошен в темницу Троицкого монастыря, Вавилу также схватили, пытали и затем отрубили голову.18

С другой стороны, иностранец Л. Фабрициус приводит сведения о том, что сын Разина – это конкретный исторический персонаж.19 По его словам, сын был от пленной татарки, которую Разин якобы принес в жертву речному богу Гориновичу. После смерти матери Разин отправил мальчика к астраханскому митрополиту, чтобы тот воспитал его в христианской среде.

Вместе с тем, во всех песнях присутствует неточность, которая заключается в употреблении слова «губернатор». Впервые данная должность официально упоминается в документах Петра I от апреля 1703 г., после взятия крепости Ниеншанц, когда А. Меншиков был назначен губернатором Ингерманландии. Позже в 1708 г. Петром была проведена губернская реформа. До этого управление городами осуществлялось воеводами, что также отразилось в документальных источниках. Песни данного сюжета отражают повторяющиеся случаи появления сподвижников Разина в городе, потому как единичный случай, вряд ли бы оставил столь сильное впечатление в памяти людей. Местом создания сюжета можно назвать саму Астрахань и ближайшую округу: практически во всех вариантах действие происходит именно в этом городе.

Исторической базе соответствуют и другие детали песни. Например, то, как губернатор приказывает немедленно привести к себе незнакомого человека и как допрашивает его, не казак ли тот и не с Дона ли. С середины XVII века (и даже раньше) астраханским воеводам из Москвы присылаются наказы жить «с великим береженьем», не пропускать казаков, «которые хотят итти з Дону на Волгу воровать».20 Астрахань в том время была пограничным городом, считалась опорным пунктом против казаков и кочевых народов по обоим берегам Волги, что накладывало на воевод особенную ответственность. И в интересах губернатора было захватить удалого молодца, угрожающего скорым взятием Астрахани. Вопросы же губернатора о происхождении «сынка» тоже вполне логичны: большинство восставших были именно донскими казаками. Угрозы сынка исполняются: атаман-батюшка приезжает в Астрахань вызволять сына. В некоторых версиях есть эпизоды расправы и над самим губернатором: с него живого сдирают кожу (№3, 4), сажают в тюрьму (№10), вешают (№7). Мотив расправы с губернатором мог произойти из истории о трагической смерти воеводы Ивана Прозоровского, который был сброшен восставшими с кремлевской башни, а двое его сыновей подвешены за ноги.21

Таким образом, в исторических песнях о Степане Разине отразились многие события периода крестьянского восстания. При этом, тексты не всегда соотносятся с исторической реальностью: присутствуют анахронизмы и ошибки. Это может быть объяснено тем, что многие сюжеты создавались намного позже времени непосредственной деятельности Разина. С другой стороны, в образе Разина можно найти много черт «настоящего» казачьего атамана (щедрость, отвага, молодецкая удаль и т.д.), что можно отнести к общим представлениям о народном герое, которые и выразились в песнях.

Библиография

Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Л.: Наука, 1968. Крестьянская война под предводительством Степана Разина: сборник документов: В 4 т. Т. 1. М.: Акад. Наук СССР, 1954. Крестьянская война под предводительством Степана Разина: сборник документов: В 4 т. Т. 2. М.: Акад. Наук СССР, 1957. Лозанова А.Н. Народные песни о Степане Разине. Новоузенск : Нижне-Волжское обл. науч. о-во краеведения, 1928. Михайловичева З.И. Степан Разин. М., 1939. Соловьев В.М. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. М.: ТИМР, 1994. Чистякова Е.В. Астрахань в период восстания Степана Разина // История СССР. 1957. №5. С. 188-202.

Сноски

1 Лозанова А.Н. Народные песни о Степане Разине: Историко-лит. исследов. и тексты. Новоузенск: Нижне-Волжское обл. науч. о-во краеведения, 1928. С. 42.

2 Соловьев В.М. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. М.: ТИМР, 1994. С. 59-62. 3 Крестьянская война под предводительством Степана Разина: сборник документов: В 4 т. М.: Акад. Наук СССР, 1954.

4 Лозанова А.Н. Народные песни о Степане Разине. С. 31. 5 Михайловичева З.И. Степан Разин. М., 1939. С. 34. 6 Лозанова А.Н. Народные песни о Степане Разине. С. 172.

7 Крестьянская война под предводительством Степана Разина: сборник документов: В 4 т. Т. 1. С. 165. 8 Лозанова А.Н. Народные песни о Степане Разине. С. 172, 204.

9 Кармазинник (от украинского) - тот, кто носил кармазиновый жупан, как правило, богатый казак или мещанин. URL: http://www.classes.ru/all-ukrainian/dictionary-ukrainian-explanatory-term-66915.htm 10 Лозанова А.Н. Народные песни о Степане Разине. С. 190. 11 Там же. С. 191. 12 Там же. С. 188.

13 Соловьев В.М. Анатомия русского бунта. Степан Разин: мифы и реальность. М.: ТИМР, 1994. С. 177. 14 Лозанова А.Н. Народные песни о Степане Разине. С. 62. 15 Там же. С. 158. 16 Там же.

17 Там же. С. 84. 18 Чистякова Е.В. Астрахань в период восстания Степана Разина// История СССР. 1957. №5. С. 192. 19 Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Л.: Наука, 1968. С. 47

20 Крестьянская война под предводительством Степана Разина: сборник документов: В 4 т. Т. 1. С. 75. 21 Крестьянская война под предводительством Степана Разина: сборник документов: В 4 т. Т. 2. М.: Акад. Наук СССР, 1954. С. 19.

#5

Избранные публикации
Облако тегов
Тегов пока нет.