"Диптих Мэрилин" Э. Уорхола


Иллюстрация Людмилы Дегтяревой

"Женщин особенно хочется целовать, когда на них нет косметики.

Губы Мэрилин целовать не хотелось, но они были очень фотогеничны". (Энди Уорхол)

Рекламщик, дизайнер, художник, режиссер, продюсер и менеджер музыкальной группы, сценарист, писатель – на своем жизненном пути Энди Уорхол успел перепробовать множество различных амплуа, в каждом из которых сумел достичь определенного уровня успеха. И все же именно в качестве художника он добился мирового признания, став отцом и вместе с тем ярчайшим представителем направления американского поп-арта, получившем широкое распространение в 1950 – 1960-х годах. Поп-арт явился реакцией на правила жизни господствующего общества потребления, ответом на мир, порождаемый средствами массовой информации, что как нельзя лучше отображено в творчестве знаменитого художника.

С миром потребления и рекламы, который впоследствии стал составлять основу существования самого Уорхола, Энди впервые познакомился, будучи еще подростком, когда подрабатывал летом в универмаге. Именно там мальчик, воспитывавшийся в крайне небогатой семье чехословацких эмигрантов, увидел невероятное изобилие вещей, культ продукта, прикоснулся к миру роскоши и эстетики американского образа жизни, навсегда оставившего след в его сознании. Закончив в 1949 году Технологический институт Карнеги в Питтсбурге, Уорхол стал графиком-рекламистом, однако уже тогда он видел в себе художника и считал себя таковым. После получения диплома Энди переехал в Нью-Йорк и начал подрабатывать в качестве художника-графика, оформляя рекламные объявления для «Вок», «Гламур» и пр. Большим прорывом в его карьере стали рисунки обуви, которые первоначально создавались для рекламных материалов «Гламура». Однако серия «Золотая обувь», состоявшая из иллюстраций туфель Джулии Эндрюс, Джуди Гарленд, сапог Элвиса Пресли и др., вышла далеко за границы обычной рекламы, принеся Уорхолу коммерческий успех и известность среди творческой элиты Нью-Йорка. Но признания успешного графика- рекламиста прирожденному художнику было недостаточно, а потому во второй половине 1950-х Уорхол начал свое «превращение в поп-человека», отбросив прежний шик мира роскоши и гламура, в рамках которого он начинал свое развитие.

Стоит отметить, что вторичность в мире категорически не устраивала Уорхола, а потому он долгое время искал в нем именно свою нишу и свое место. В результате этих творческих поисков художник не стал революционером, но стал важнейшим переосмыслителем художественных форм своего века, дав новое видение на повседневность и показав иную реальность. Дело в том, что в западном искусстве 1950-х царила беспредметность и абстракция, чему и воспротивился поп-арт. Творчество Уорхола, как и других художников этого периода (основоположников поп-арта: Р. Раушенберга, Д, Джонса) – это уход от господствующего абстрактного экспрессионизма, фокусирование на мире вещей. С этого момента основу художественного мира Энди начали составлять этикетки популярных продуктов питания, фотографии из печатных изданий, комиксы и другие объекты массовой культуры. Однако жажда новаторства в скором времени отвернула Уорхола и от работы с комиксами – эти мотивы в своем творчестве уже использовал другой его современник, Р. Лихтенштейн. И все же в итоге стратегия Э. Уорхола и его долговременные поиски принесли свои плоды: неповторимый стиль, изобретенный художником, позволил ему навсегда оставить своей имя в истории мирового искусства. После создания в 1960-1962 гг. знаменитой серии работ с банками супа «Кэмпбелл», бутылками кока-колы и долларовыми банкнотами, Уорхол начинает разрабатывать две важнейшие тематики в своем художественном творчестве. Первая из них – тема смерти, начатая знаменитой работой «129 умерли (Авиакатастрофа)» и ставшая лейтмотивом цикла картин о несчастных случаях. Хотя, как в дальнейшем писал сам художник в своих автобиографических работах: «Я осознал, что все, что я делаю, связано со смертью».

Второе важнейшее направление его художественной деятельности – создание портретов знаменитостей. Начав с изображения голливудских суперзвезд, за годы творчества Уорхол успел поработать с портретами Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Мика Джаггера, Жаклин Кеннеди, Лео Кастелли, Мао Цзедуна и многих других икон современной культуры. И все же главные эстетические принципы, смысловые и стилевые особенности всего творчества Э. Уорхола наилучшим образом видны в одной из первых его работ – «Диптихе Мэрилин» 1962 года.

Мэрилин Монро стала одной из самых популярных моделей Уорхола, художник создавал ее портреты вплоть до 1986 года («Негативная серия: Мэрилин», 1979-1986). Интересно, однако, что произошло это уже после смерти голливудской актрисы, в чем видится определенный расчет Уорхола, ведь именно кончина Монро привела к потере ее связи с образом живого человека и реальной девушки, приобретению некоего ореола сверхъестественности. Работа над «Диптихом Мэрилин» началась буквально через пару недель после ухода Монро из жизни, в августе 1962 года. Диптих состоит из 50 одинаковых портретов кинозвезды, воспроизведенных с помощью трафаретной печати с фотоснимка актрисы, сделанного во время съемок фильма «Ниагара» 1953 года. Считается, что выбор фотографии художником также не является случайностью. «Ниагара» стал первым кинофильмом с участием Монро, что позволяет интерпретировать прорыв звезды в кино как начало конца – вся жизнь Мэрилин с начала карьеры была полна проблем вплоть до самой ее кончины.

Другой важнейшей интерпретацией работы Уорхола является раскрытие темы жизни и смерти. Диптих разделен на две части: половина изображений, расположенных слева, выполнена в цвете, другие 25 – в черно-белой гамме. В цветной части использованы яркие краски: на оранжевом фоне изображена Мэрилин с розовым тоном кожи, ярко-желтыми волосами, ярко-красными губами, голубыми тенями и частью такой же голубой кофты. Такой переход от красочных картинок к черно-белым изображениям может являться аллегорией жизни и смерти Монро, а также символизировать искусственность жизни суперзвезды в ее неестественных красках и очарование ухода от этой реальности; некоторые изображения второй половины диптиха и вовсе едва виднеются.

Не менее важна и техника, которую использовал Уорхол для создания «Диптиха». Картина выполнена методом шелкографии, который художник открыл для себя в том же году и с тех пор использовал это художественное средство на протяжении всей своей творческой карьеры. Трафаретная печать позволяла ему бесчисленно множить фотографии, превращая их в массовые репродукции. Тем самым Уорхол получил универсальный инструмент для игры с эстетической категорией оригинальности, которая прежде представляла такое огромное значение. С одной стороны, король поп-арта использовал готовое изображение, но пропускал его сквозь призму своей реальности и своего восприятия, преобразуя ее. Фототрафаретная печать позволяла ему полностью избавиться от прямого вмешательства в процесс создания полотна, удалив любую рукотворность и субъективность. Он мог использовать этот прием для повторения идентичных фотографических образов внутри одного прямоугольного полотна. Однако даже при таком повторении все его работы оставались уникальными и не имели абсолютных копий и идентичных соответствий. Каждый из портретов в том же «Диптихе» – единичный экземпляр среди, казалось бы, повторяющихся изображений, созданных по одной и той же фотографии.

Когда Э. Уорхола спросили, повлияла ли невероятная успешность и сексуальность М. Монро на его выбор модели и стиля ее изображения, художник ответил: «Для меня Монро – ни что иное, как персона, одна из многих. А что касается вопроса, было ли символическим актом написать Монро подобными яркими красками, то я могу только сказать: для меня все зависит от красоты, а она прекрасна; а когда что-то прекрасно, тогда это красивые краски. Вот и все. Так или примерно так ведет себя история». Этот ответ Уорхола, как и цитата из его книги, использованная в качестве эпиграфа к данной работе, позволяют понять, что видел Энди в голливудской актрисе. Погруженная в социокультурную реальность общества массового потребления, Мэрилин сама стала объектом массовой культуры. Монро, создавшая свой образ кинозвезды по крупицам, создала и собственную «марку». Она явилась олицетворением красоты и успеха, определенным символом в коллективном сознании американского общества, утратив все другие свои характеристики. В этом и заключается ее прекрасность. Культ звезды здесь становится равен культу продукта – ценность изображения Мэрилин Монро ничуть не больше, чем значение полотна с банкой супа, ведь оба они погружена в одну культурную и медийную реальность.

И, разумеется, говоря о творчестве Э. Уорхола, гения рекламы и «бизнес-художника», нельзя не упомянуть о коммерческом успехе картины. Создание «Диптиха Мэрилин» сразу же после смерти звезды Голливуда, безусловно, оказало влияние на популярность и стоимость работы. В 1980 г. «Диптих» был приобретен Лондонской галереей «Тэйт», в Ливерпульском филиале которой хранится и сегодня. А в 2004 году знаменитое полотно «кисти» Энди Уорхола, которое оказало огромное влияние на популярность и известность американского художника в мире, было признано третьим в списке 500 важнейших произведений современного искусства.

#Уорхол #МэрилинМонро #Эстетика #1

Избранные публикации
Облако тегов
Тегов пока нет.