Ван Гог. На пороге вечности: опыт философского исследования


Мы обратились к кинофильму, посвященному искусству и творчеству Винсента Ван Гога. Всем известно, что есть несколько трактовок жизни и смерти художника, фильм представляет нам одну из них. Замысел режиссера – показать зависимость Ван Гога от своих близких, его жизненную беспечность и помешанность на творчестве. Мы видим, как человек, не желающий зла другим, не понимает своего плачевного положения в обществе и подвержен агрессии со стороны других. Мы видим, как человек, живущий идеей творчества, не ориентируется в жизни и умирает, так и не поняв, за что его так не любят.

С самого детства в художнике было что-то необычное и странное, что отличало его от остальных. Этот момент ярко отражен в фильме, мы видим, как другие люди не понимают и не хотят понять Ван Гога. Проблема, с которой сталкивается Винсент, – неумение рисовать человеческие фигуры. Это и сделало его работы уникальными, так как тела были лишены плавных и грациозных форм. Отвращение общества к картинам художника четко отражено в начале фильма, где десятки картин, выставленных на обозрение, остаются незамеченными сотнями людей.

Операторская работа и визуальное повествование

Камера на протяжении всего фильма представляет три взгляда: сторонний взгляд на Ван Гога, взгляд самого Ван Гога и взгляд камеры на происходящее. Взгляд камеры можно заметить при первом разговоре с Полем Гогеном.

Мужчины быстро идут, камера, словно третий человек, идущий рядом, постоянно шатается и приближается настолько близко к героям, что кажется, будто сама «участвует в беседе». То же самое можно увидеть в сцене разговора художников в горах: мы видим их со стороны, камера то удаляется, то вновь приближается. В сцене с детьми мы видим, как камера, будто человек, бежит с детьми в сторону Ван Гога. В сцене с женщиной из трактира, которую он впоследствии будет рисовать, камера расположена так, что мы видим женщину глазами художника четко и прямо перед нами, самого же Ван Гога снимают сбоку. То же самое можно сказать и о пастушке, которую Ван Гог хочет нарисовать: мы видим её исключительно его глазами. Примечательно, что разговор художника со служанкой снимается нетипично: камера показывает обоих героев и переключается с одного актера на другого. В этой сцене Ван Гог говорит о важности картины как способа запечатлеть что-то навечно: красоту женщины или цветов. Подобное взаимодействие героев, переключение камеры и разговоры о вечном запечатлении можно проследить в последних сценах, где Ван Гог умиротворен и рисует своего доктора. Прямой взгляд камеры на самого Ван Гога мы можем увидеть в сцене, где он говорит с инспектором о своем призвании стать художником, или в сцене со служителем церкви, где художник раскрывает свою душу. Важным моментом является абсолютная нестабильность камеры. В фильме практически нет плавных наплывов или переходов. Особенно ярко эти моменты можно проследить в тех сценах, где герой нервничает, тогда и камера начинает больше трястись; если он бежит, то и камера бежит рядом. Все кадры четко отражают настроения художника. Самой «кричащей» сценой в фильме становится момент, когда Гоген говорит Ван Гогу, что уезжает: камера бежит с ним, кричит с ним, плачет, «её взор» мутнеет. В противоположность этому самой стабильной сценой в фильме является чтение Винсентом письма Поля – это самая плавная и сосредоточенная сцена. Подобные кадры четко показывают зависимость Ван Гога от Гогена.

Желтый и синий – главные цвета Ван Гога (цветовой рисунок фильма)

Рассказывая о фильме, нельзя не упомянуть про цвета, которыми наполнены его кадры. Однажды было высказано мнение о том, что творчество Ван Гога уникально тем, что он сумел превратить всепоглощающую боль своей непростой жизни в торжество цвета. Легко передавать на холсте радость, когда ты счастлив, но преобразовать страдание и агонию в торжество жизни – это совершенно другое дело. «На пороге вечности» трудно назвать ярким. В основном, в фильме используется холодная цветовая палитра и «индустриальные» цвета: серый, синий, голубой, зеленый. Они сменяются теплой цветовой палитрой в редких случаях, когда показывается одиночество и творческий поиск главного героя, и в эти моменты в кадре начинает царить солнце: теплое, желтое, иногда оранжевое, даже красное. В его свете растения становятся ярко-зелеными, небо ярким, а желтая шляпа Ван Гога оживляет кадр. Но желтый в кадре может быть и болезненным: стакан с абсентом, цвет комнаты в доме и «пелена» перед глазами Винсента. Солнце становится холодным и отстраненным, когда рядом с героем появляются другие люди, а в худшие моменты его словно удаляют из кадра: когда Гоген сообщает Винсенту о своем отъезде, все становится тягуче-синим, а когда дети кидают в художника камнями – болезненно-серым.

Звуковое сопровождение в фильме

Также большое внимание в картине уделено музыке. Музыку к фильму написала украинский композитор Татьяна Лисовская. Саундтрек сопровождает ключевые моменты фильма. Во время просмотра зритель чаще слышит музыку, чем реплики героев. Саундтреки – это своего рода монологи/диалоги, например, диалог художника с природой, которую он старался услышать, почувствовать и понять. В финальной сцене, когда художник получает пулевое ранение, мы можем заметить следующее: череда кадров, в которых Ван Гог пытается дойти до дома с пулей в животе, резко сменяется чёрной картинкой. В этот же момент музыка также обрывается на «полуслове», как и сознание художника. Фильм наполнен звуками, которые сопровождают нас и в повседневной жизни. Если художник находится на природе, то мы всегда услышим пение птиц, шелест листьев, звук шагов по насыпи. Если мы наблюдаем за диалогом героев, то мы слышим не только их реплики, но и различные «телесные» звуки: как человек сглатывает слюну, причмокивает губами или дышит; мы слышим, как герой завязывает шнурки, или ему расстегивают смирительную рубашку. В фильме мы всегда слышим какой-то звук, так же, как и в жизни. Тишина наступает только тогда, когда и жизнь останавливается.

Христианско-символический аспект Фильм погружает зрителя в образ мыслей Винсента Ван Гога, в духовный мир его видений, наваждений и искажений сознания. Ван Гог неоднократно лежал в клинике для душевнобольных, что являлось следствием его образа жизни одиночки, изгоя общества, неудачных попыток создать семью и интегрироваться в общественную жизнь. В фильме большой акцент сделан на отношениях братьев: Винсент очень трогателен, а Тео очень нежен к нему. С символической стороны можно провести параллель в сцене разговора со священником (Мадс Миккельсен) между Ван Гогом и Иисусом, особенно учитывая тот факт, что до роли Ван Гога Уиллем Дэфо исполнил роль Христа в фильме Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа". Сам Винсент сравнивал себя с Иисусом, который принес послание Бога на землю; никто не понял его при жизни, но он был принят после его смерти. И получается, что в какой-то степени экранному Ван Гогу и правда известна и понятна тяжелая судьба Иисуса из Назарета, которого так никто и не узнал при жизни, равно как и художника. И даже в амплуа священника инфернальный Мадс Миккельсен больше похож не на Понтия Пилата, а на Дьявола, искушающего Христа. Священник, с которым у Винсента был разговор в психбольнице, олицетворяет общество в целом. Авторы фильма с помощью монолога одного человека смогли продемонстрировать ненависть многих к его творчеству и к нему самому, а также абсолютное непонимание его живописи, подрывание его уверенности в том, что то, что он делает, – это смысл его жизни.

Священник специально делал акцент на том, что полотна Винсента не представляют никакой ценности, и старался намеренно перечеркнуть все надежды человека, который всю свою жизнь выплёскивал на холст. Трудные отношения художника с женщинами метафорически показаны в сценах с девушками, разговоры с которыми насквозь пропитаны неловкостью и отсутствием влечения, – женщины занимали Ван Гога как модели для его художественных работ. В качестве биографического этот фильм рассматривать не стоит, так как в нём есть лишь малая толика биографии художника (2 последних года его жизни), а линия отношений Ван Гога с отцом вообще отсутствует, хотя он сыграл немалую роль в его жизни. Винсент прожил всего 37 лет, и, стоя на пороге вечности, осознавал, что должен оставить миру то, что неизбежно умрёт и состарится, как розовый букет цветов на столе.

***

Прогоняемый и не понятый своей эпохой, Ван Гог оставил свой незаменимый след в истории человечества. Недооцененный, непринятый, но преданный своему делу и цели своей жизни – творчеству, он был и остается величайшим художником всех времен и народов. И его картины, как подтверждение непонятого гения, напоминают нам о том, как жестока бывает жизнь и как неуклонно мы должны идти к своей цели, несмотря ни на что. Фильм передает сущность гения: его одиночество и величие.

#6

Избранные публикации
Облако тегов
Тегов пока нет.