Теория ноосферы В.И. Вернадского


Исторический контекст обращения к понятию «ноосфера»

Понятие “ноосфера” (от греч. νόος – ум, разум и σφαίρα – шар) было предложено в 1927 г. французским математиком Эдуардом Леруа, работавшим тогда совместно с Пьером Тейяром де Шарденом (ставшим впоследствии основным теоретиком ноосферы). Основанием для работы в этом направлении послужил материал лекций Владимира Ивановича Вернадского по геохимии, которые тот читал в 1922/23 гг. в Университете Сорбонны. Ноосфера по Леруа – современный этап существования биосферы, стадия ее геологического развития. В лекциях Леруа само понятие использовалось лишь как обозначение, отделяющее один этап от другого, и законченной системы под ним не подразумевалось.

В дальнейшем же появляется концепция ноосферы, причем в двух видах: одну предлагает вышеупомянутый де Шарден (французский антрополог и философ-иезуит), вторую – собственно В.И. Вернадский, российский и советский ученый, философ. Надо сказать, что эти концепции весьма отличаются в смысловом плане, хотя и содержат схожие принципы. Так, де Шарден представляет ноосферу как некоторую "мыслящую оболочку Земли"1, недвусмысленно намекая на ее физическое воплощение (как атмосферы и биосферы). В этом контексте фигурирует концепт Точки Омега как вершины эволюции человеческого рода, когда сверхперсонализированные индивиды объединятся в единое целое, создающее планетарное сознание, являющееся как раз этой самой ноосферой.

Взгляд Вернадского на ноосферу

Взгляд Вернадского на ноосферу более материалистичен. Ноосфера по самой своей сути – это прежде всего финальный этап развития биосферы, в котором главной действующей силой выступает человек. Чтобы объяснить, в чем особенность этого этапа в сравнении с предыдущими, он обращает внимание на наблюдаемые явления современности, обозначая их как предпосылки образования ноосферы. Эта теория – результат долгих научных изысканий ученого по биогеохимии, логичное завершение разработанной теории биосферы. Основание возникновения ноосферы – эволюционный процесс в его развертке (в том числе геохимические процессы, то есть изменения оболочки планеты). Здесь мы укажем только ключевые признаки образования ноосферы, на которые сам Вернадский обращал особое внимание.

Ключевые признаки образования ноосферы

1. Человечество стало единым целым. Человек расселился по всей поверхности земного шара и исследовал все его территории, включая оба полюса, и нет ни одного места, где мы не могли бы прожить2. Глобализация, которую лишь немного замедлила Первая мировая война, снова наращивает темпы. Независимые, обособленные культуры уже во времена Вернадского уходят в прошлое, а глобальные связи между странами укрепляются. "Человечество объединилось в единое экономическое целое"3. Даже в условиях Второй Мировой войны (именно в это время написана последняя работа) справедливость такого высказывания трудно оспорить. Весь XX век можно назвать веком глобализации, укрепления интернациональных связей (даже несмотря на две мировые войны и Холодную войну); внутренняя изоляция отдельных стран и обществ становится немыслима и бессмысленна. Нарастание единства в XX веке было ощутимо, а единство человечества – краеугольный камень ноосферной теории.

2. Совершенствование средств коммуникации: создание и распространение радио, телефона, телевидения; развитие авиации, в том числе гражданской. Для ноосферы видится необходимым существование средств и каналов мгновенной связи между людьми, поскольку без этого невозможно представить себе единство человечества. Наличные технические средства и новейшие технологии связи и взаимодействия помогают естественному объединению человечества на основе общих интересов и целей (решающего влияния на геологическое развитие планеты). Масштабы "порыва", побуждающего к действию (стихийному движению – имеется в виду, конечно, движение масс) в XX веке сильно увеличились, и будут увеличиваться в дальнейшем с ростом количества и скоростей передачи информации. Такому движению сложно противостоять даже сильным мира сего, потому в будущем Вернадский прогнозирует серьезное увеличение его влияния на жизнь общества4.

3. Открытие новых источников энергии. В первую очередь имеется в виду атомная энергия, развитие которой (и первые эксперименты по применению) началось еще при жизни Вернадского. В контексте высказанного ранее утверждения о том, что человек становится главной действующей силой на планете, эта предпосылка выглядит особенно справедливой. Первая Мировая война показала разрушительную мощь человечества как для природы, так и для самого себя. Энергия той войны была колоссальна. Но еще более колоссальной виделась энергия, которую можно было получить с помощью новейших научных открытий и впоследствии использовать. Война (особенно мировая) – главное препятствие на пути к ноосфере, ибо неизменно ведет к самоистреблению человечества. Нарастание напряженности вкупе с увеличивающимся разрушительным потенциалом войск может однажды вылиться в самый печальный сценарий для цивилизации. Для того, чтобы избежать этого сценария и войти в ноосферу, нужно впредь не допускать войн и конфликтов. В этом случае вырабатываемая человеком техногенная энергия будет тратиться на "полезную" для человечества работу – это есть еще один фактор осуществления ноосферы.

4. Равенство всех людей. Все люди, вне зависимости от расы, места жительства, социального статуса, равны, и человечество постепенно приходит к осознанию этого5. В социалистических странах эта истина воплощается еще и в идее полного имущественного и социального равенства. Конечно, первый вид равенства приоритетнее. Тем не менее, вполне можно представить, что в ноосфере общество будет бесклассовым и будет достигнуто имущественное равенство всех его членов: в условиях единства человечества и потери стремления к имущественному достатку, на замену которому придет стремление к знаниям, предпосылки существования социального и имущественного неравенства найти затруднительно.

Важно также отметить, что ноосфера, будучи планетарным явлением, не может быть достоянием лишь какой-то определенной части людей и использоваться только в интересах этой группы. Влияние ноосферы на каждого человека на Земле и равный доступ к ней – такое равенство является основополагающим. В ноосфере это равенство безусловно выполняется, оно – следствие входа в ноосферу.

5. Увеличение роли народных масс в исторических процессах. Власть сегодня сосредоточена не только у правителей и политиков, принятие решений происходит с ориентировкой на мнение народных масс или под их воздействием, акты государств направлены на увеличение благополучия людей. В итоге налицо улучшение качества жизни большинства людей; но также здесь налицо тенденция к следованию тому курсу, который выбирает большинство людей, что для ноосферы очень важно. Действие народных масс поднимается до уровня сознательного исторического творчества. Все это – проявления массового объединения людей, и объединение только нарастает. В перспективе все мировое сообщество будет жить в мире событий планетарного масштаба, и это потребует соответствующего уровня объединения людей. Воля народных масс и их движение здесь видятся основой синтеза: следствие смены образа мышления с личностного, или государственного, или религиозного на планетарный всех членов общества вкупе с задействованным потенциалом масс.

6. Развитие научной мысли. Это, пожалуй, самая главная предпосылка, и самый главный момент вообще всей теории ноосферы. Наука со времен ее появления постепенно приближала человечество к ноосфере, и сейчас настал решающий момент вхождения в нее. Планета переживает взрыв научного творчества, не сравнимый по масштабам с научным подъемом какой-либо другой эпохи. Всесторонний прогресс общества дополнительно усиливает позиции науки: консолидация человечества открывает отличные перспективы для взаимодействия ученых; экономическая глобализация ломает барьеры для финансирования научной деятельности и сводит к нулю шанс возникновения финансовых трудностей у международных групп ученых. Именно наука позволила человечеству стать главной действующей силой на планете, как уже было сказано ранее. Ни религия, ни философия, ни государственная мысль не смогли удовлетворить необходимость человечества в объединении. Особенно выделяется пессимизм Вернадского в отношении религии. "Духовное единство религии оказалось утопией"6, да и невозможно было создать его с помощью физического насилия. На смену вышеупомянутых кандидатов в объединители приходит наука, способная охватить и сделать своим предметом все человечество7. Именно поэтому научное мировоззрение и наукоцентризм являются единственным возможным выходом для сохранения мира и последующего единства человечества. В планетарном единстве же заключается ключ ко всеобщему счастью. Оно – логически правильное продолжение всей истории Земли и человека на ней.

В целом, можно сказать, что теория ноосферы – это реакция Вернадского – ученого, естествоиспытателя и философа – на происходящие в мире (в первую очередь в интеллектуальном) и в его стране события. Если рассматривать философские влияния, здесь можно отметить большую роль концепций жизненного порыва и творческой эволюции Анри Бергсона. Важную роль здесь также сыграл Пьер Тейяр де Шарден, чья концепция ноосферы гораздо больше ориентируется на идеи Бергсона. Де Шарден, будучи антропологом и физиологом, уделяет гораздо больше внимания эволюции мира вообще (живого и неживого) и человека в частности. Он снабжает свои построения большим массивом конкретных данных о эволюции видов и ориентируется на новейшие исследования в археологии и антропологии. Так что он оказывается ближе Вернадскому, чем Бергсон. Тем не менее, здесь нет естественного пафоса – скорее телеологический; де Шарден вкладывает в творческую эволюцию способность творить не слепо, но осознанно. Конечно, Вернадский старается держаться подальше от любых спекулятивных построений (как раз одно из таких построений – жизненный порыв), но вполне ясна тенденция к той же самой телеологии (даже в такой материалистичной теории) – ведь ноосфера отличается от всех остальных этапов гео- и биогенеза как раз тем, что природа здесь развивается не по стандартным законам, но под влиянием внешнего сознательного (а значит, в той или иной мере целесообразного) воздействия человека. Эту систему я с позволения читателя могу назвать натуральной телеологией.

Теория ноосферы наполнена позитивистским пафосом. Собственно научная деятельность, которой занимался Вернадский всю свою жизнь, не могла не повлиять на его философские воззрения. Он ясно видел, что именно эффективная конструктивная научная деятельность помогла человеку стать главной действующей силой на Земле. И он верил, что с ее перспективами (атомная энергия, электронно-вычислительные машины и т.д.) она станет основой для дальнейшего развития, теперь уже общего.

Библиография

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: АСТ, 2012. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 2001. Вернадский В.И. Записка об организации научной работы // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

1 Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: АСТ, 2012. С. 206-207.

2 Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 2001. С. 283. 3 Вернадский В.И. Записка об организации научной работы // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. С. 205. 4 Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. С. 34-35.

5 Там же. С. 40, 47.

6 Там же. С. 69. 7 Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. С. 284.

#31

Избранные публикации
Облако тегов
Тегов пока нет.